?

Log in

No account? Create an account
Jun. 20th, 2006 @ 09:34 pm Об этнониме "тадар"
К.М. Торбостаев "Проблемы этногенеза хакасского народа" (раздел канд. дисс.).
3.2. Этническое самосознание населения Хакасско-Минусинского края в XVIII-XIX вв. и этноним «тадар»


События 1703 года, кардинально изменили этническую картину региона – собственно кыргызский компонент резко сократился. Оставшееся население оказалось в составе Русского государства (из них значительный компонент составили бывшие кыргызские кыштымы – зависимые в политическом отношении племена). Установившаяся в первой половине XVIII века спокойная ситуация привела к началу нового этапа этногенеза - консолидации хакасских племен. Мы выше уже показали, что хакасские группы в XVII веке проходили важный этап этногенеза. К этому времени были заложены все основные моменты к межплеменной консолидации – общий понятный для всех разговорный язык (с несколькими диалектами), единая (следует добавить очень древняя) этническая культура, и конечно осознание своего единства. Несмотря на сокращение кыргызского компонента, этнические группы, составившие хакасский этнос в относительно полной мере сохранили этническую культуру своих предков.

Важнейшее отличием этнических процессов нового этапа от XVII века является то, что интеграционные процессы стали протекать без ведущей роли кыргызского ядра. Эти консолидационные процессы были заложены не в XVII веке, а намного раньше – в эпоху Кыргызского каганата. Все племена, постоянно проживавшие вокруг Минусинской котловины, испытывали постоянной культурное воздействие из этнообразующего центра. Естественно, они имели между собой постоянный контакт, который велся на понятном для всех языке. Но до поры до времени все самодийские и кетские группы (проживавшие на правобережье Енисея) сохраняли свой язык, некоторые особенности этнической культуры своих предков. Изменения стали происходить лишь после русской колонизации, которая главным образом проходила по правому берегу Енисея. Эти группы оказались втянутыми в новые социально-экономические отношения в окружении пришедшего нового населения. В принципе их историческая судьба оказалась решенной. Часть самоедо- и кетоязычного населения переселилась на территорию Качинской, Койбальской и Сагайской степных дум, где впоследствии окончательно отюречилась, сохранив лишь родовые названия. С другими группами, которые остались на прежнем месте, произошло то же самое – они полностью обрусели и положили начало новым фамилиям в составе русского населения. Тем не менее, небольшая часть самодийских родов (например, камасинцы) еще на протяжении XIX века сохраняли свой древний язык.

Указанные события непосредственным образом отразились и на общем самосознании хакасских племен, теперь на первое место вышел этноним «Тадар». Считается, что этноним «Тадар» получил свое распространение среди народов Сибири под влиянием русской администрации. В XVI – нач. XX вв. под «татарами» понимались тюркоязычные народы в составе Российского государства, т.е. это был синоним слова «тюрки». Этноним «татар» на территории Саяно-Алтая имел (и имеет) место у хакасов (Минусинские или Абаканские татары), шорцев (кузнецкие татары). До 1926 года татар было самоназванием шорцев, телеутов, северных алтайцев (черневые татары) и чулымцев [Кимеев, 1989, с.42]. «Тадар-кижилери» – одна из форм этнической идентичности бачатских телеутов на современном этапе [Функ, 1999, с.112-113].

Рассматривая же историю Центральной Азии, следует указать на то что слово "татар" как этноним в данном регионе было известно еще в древности. В ряде письменных источниках известны этнические группы, несшие в своем названии этот термин: «отуз-татар», «токуз-татар», «да-да» и др.

Имеется точка зрения, согласно которой этноним «татар» имеет иранское происхождение. Шорский языковед Э.Ф. Чеспыяков отмечал, что «тат» - означает «иранец», тот, кто говорит на иранском языке + ар (тюркский аффикс собирательной множественности).

Из средневековых источников известно монгольское племя татар, уничтоженное Чингис-ханом. Известно, что осколки ряда племен боровшихся против Чингис-хана бежали на территорию Саяно-Алтайского нагорья, в их числе можно указать меркитов, кереитов, найманов и др. Вполне возможно, что какая-то часть татар сумела спастись и укрыться на территории Хакасско-Минусинского края (следует отметить Татаров улус в Качинской землице в XVII веке). В то же время, очевидно, среди местного населения появились кереиты, часто упоминаемые в русских источниках XVII в.

С.Г. Кляшторный считает, что этноним «татары» существует на территории Саяно-Алтая с конца XIV века, когда владения ойратов (куда вошла и территория Хакасии) официально стали называться «Дадань».

Русские люди в XVII – нач. XVIII вв. иногда также употребляли термин «татары» в качестве названия населения Хакасии: «В прошлых годех киргиские князцы Ереняк Ишеев с товарыщи и со всеми улусными Татары (выделено нами – Т.К.) прихаживали под Красноярской и в Красноярские уезды войною» [Памятники Сибирской истории, 1882, с. 110]. Мы полагаем, что в данном случае, он употреблялся как синоним другого обозначения - «киргизские люди».

Чуть позже, в 30-х гг. XVIII века Г.Ф. Миллер, отнес коренное население Хакасско-Минусинского края к части одного большого народа – татар, проживавшего на территории от Тобола до Енисея [Миллер, 1998, с.1-2]. При этом он разделил основную часть тюркоязычного населения и ряд мелких племен нетюркского происхождения – аринцев, камашинцев, котовцев и койбалов – которые платили ясак киргизам. Далее он отметил, что «от этого еще и сейчас татары называют их бранным словом кыштымы» [Миллер, 1996, с.66].

За два века местное население закрепило за собой самоназвание татар, утратив в большей мере другие этнонимы – Хоорай и Кыргыз (первый сохранился лишь в фольклоре народов Саяно-Алтая и в некоторых письменных источниках, второй - в качестве сеока).

В исследованиях томского этнографа Л.И. Шерстовой, полностью отрицается наличие в прошлом и настоящем у народов Южной Сибири самоназвания «татар» («тадар»). Данное положение является одним из основных в ее работе, на котором, в частности строятся многие построения ее концепции. Однако на уровне обыденного общения между представителями хакасского народа, достаточно четко видно, что данный этноним давно и прочно укоренился в их сознании. За восемьдесят лет своего употребления «хакас» так и не превратился по большей мере из экзоэтнонима в эндоэтноним. В повседневной жизни между собой хакасы на своем языке продолжают применять этноним «Тадар («Дадар») чоны», «Тадар тiлi» - татары, татарский язык. Схожие явления отмечаются также у шорцев и северных алтайцев.

Татарами называли хакасов и их южные соседи – тувинцы. В качестве примера можно привести небольшую песню, записанную Н.Ф. Катановым о нем самом в Урянхайском крае, как называли в то время Туву. В той песне его называют сыном бельтиров, и сыном татарского народа [Катанов, 1893, с.18-19]. В данном случае «бельтыр» и «татарин» являются синонимами, поскольку бельтырами тувинцы называли всех хакасов (также как шорцы называют их сагайцами). Данное явление довольно типичное, так как известно много примеров, когда соседние этносы дают друг другу названия по одному из ближайших к ним подразделений, племен или родов. Данный пример, свидетельствует в пользу того, что термин этноним татар укоренился в сознании местного населения в качестве этнического. С.Д. Майнагашев один из инициаторов принятия этнического имени «хакасы», до революции разработал одним из первых алфавит хакасского письма, названный им «Тодар мичиги» - «татарское письмо» [Гладышевский, 2002, с.16].

Однако следует отметить, что в героическом эпосе, шаманских песнопениях, исторических песнях хакасского народа этот этноним отсутствует, из чего следует, что данный этноним является относительно поздним явлением в истории хакасского народа.

Что касается немаловажного вопроса о бытовых особенностях хакасских этнических групп. В работе «Хакасский исторический фольклор» авторы отмечают, что кыргызы не ели рыбу и называли ее «суг хурты» - «водяной червь». Согласно преданиям, они настолько брезговали рыбой, что вынуждены были провести каналы (хыргыс кообы) для питьевой воды. Эти сведения резко отличают людей степной культуры от таежных жителей, где, рыба является неотъемлемой частью пищевого рациона [Бутанаев, Бутанаева, 2001, с.28]. То же самое отмечается исследователями в отношении хакасских групп – качинцев, сагайцев, бельтыров, аринцев, кызыльцев и других. В частности, Л.П. Потапов в своей работе, посвященной происхождению хакасов, приводит свидетельство Г.Ф. Миллера, однако, почему-то не принятые им во внимание, о том, что «красноярские татары (качинцы, аринцы), а также сагайские татары и бельтирские татары в Кузнецком уезде не любят рыбы. Употреблять в пищу рыбу они считают чем-то низким. Они почитают себя счастливыми, что их богатое скотоводство дает им вдоволь пищи, так что они могут обойтись без такого кушания» [Потапов, 1957, с.186]. То же самое отмечается им и в отношении облавной охоты, которая коренным образом отличалась от пешей охоты на пушного зверя: «У татар в Красноярском уезде, на Июсе и Абакане и у сагайских и бельтирских татар это делается так. Они собираются по 300-400 человек, среди них так же женщины и дети, все верхом. Сначала они образуют линию, в которой один человек находится от другого на расстоянии 100 саженей. Затем оба крыла постепенно сближаются, а так как вся линия непрерывно движется вперед, то получается круг…». Дальнейшее описание облавной охоты полностью совпадает с описаниями облавной охоты у других кочевых народов. Другие же примеры, приводимые Потаповым, свидетельства исследователей XVIII- нач. XIX вв. говорят о наличии у хакасских групп этнокультурной общности, сложившейся, по всей видимости, на более раннем этапе. У хакасских групп проживавших в степной и лесостепной зоне издавна сложился определенный стереотип поведения, схожие бытовые особенности, религиозные представления и т.д.

Таким образом, мы видим, что в связи со сходом с авансцены элитарной верхушки – кыргызов, на первый план выходит новый этноним – «Тадар», большей частью привнесенный сюда русскими людьми в качестве обозначения всех тюркоязычных народностей.

About this Entry
[User Picture Icon]
From:katry
Date:June 20th, 2006 03:53 pm (UTC)
(Permanent Link)
Каврис Михайлович никак написал...
From:marloh
Date:June 21st, 2006 12:23 am (UTC)
(Permanent Link)
Знакомый? Родственник?
Хорошо, что хоть знакомым именем завлек тебя. :)
[User Picture Icon]
From:katry
Date:June 22nd, 2006 04:34 pm (UTC)
(Permanent Link)
Знакомый... немного :)
а зачем тебе второй журнал?
From:marloh
Date:June 23rd, 2006 12:02 am (UTC)
(Permanent Link)
Понятно.
Журналов у меня вообще-то три. Было два, стало три. :) Вернее, четыре.
Первый - просто про мое житие-бытие (копия его, как бы четвертый, в другом месте), второй - специализированный, а третий - вот этот.
[User Picture Icon]
From:katry
Date:June 23rd, 2006 03:23 pm (UTC)
(Permanent Link)
понятно :)
[User Picture Icon]
From:wertss
Date:November 16th, 2006 04:50 am (UTC)
(Permanent Link)
Ваш хакасский язык настолько похож на наш сибирско татарский,что такое ощущение что сибирские татары и хакасы очень близкие родственники, это потрясающе!
From:marloh
Date:November 22nd, 2006 12:13 pm (UTC)
(Permanent Link)
Да, наше языковая (и географическая) близость когда-то здорово выручила меня. Родственники жены (питерские татары) не разрешали ей выйти за меня замуж. Пришлось соврать, что я - сибирский татарин. Хвала Аллаху, сунняткя бирмяделяр. :) (Пардон за орфографию, пишу на питерско-мишарский манер).
From:merkit
Date:April 24th, 2008 01:31 pm (UTC)

Татары

(Permanent Link)
По преданиям предок саха Эллэй был татаром.
Он скорее был минусинским татарином, чем казанским или крымским?
Еще в средневековых надписях найденных в Хакасии отмечена
община Татар. В китайских и еще в каких угодно упоминаются
водные татары - усуханы приблизительно на территории Среднего Енисея.
From:marloh
Date:April 28th, 2008 02:08 am (UTC)

Re: Татары

(Permanent Link)
Да, интересная информация. Я-то думал, что "тадар" у хакасов относительно новое самоназвание...
From:(Anonymous)
Date:December 4th, 2009 02:35 am (UTC)
(Permanent Link)
Здравствуйте Каврис Михайлович!Приятно было увидеть ваш материал в интернете.надеюсь вы помните студентку Сарлину Е.Г. Передавайте большой привет нашей кафедре.
From:marloh
Date:June 16th, 2010 12:28 am (UTC)
(Permanent Link)
Передам привет К.М. при встрече. :)
From:(Anonymous)
Date:September 25th, 2010 04:32 pm (UTC)
(Permanent Link)
Здравствуй, Каврис. Ты меня не помнишь, но проводил нам экскурсию по абаканскому краеведческому музею в 2003 году. Гости из Шории )
From:marloh
Date:November 26th, 2010 04:43 pm (UTC)
(Permanent Link)
Постараюсь передать привет Каврису.